�¢�����¾�¿�µ���°���¾�� "Cambodia-Tour" �¿���µ�´�»�°�³�°�µ�� ���°�¼ �¾���´���� �² ���°�¼�±�¾�´�¶�µ.. ���¾�������¸�µ �������� ���°�¼�±�¾�´�¶�°, ���º���º�������¸�¾�½�½���¹ �������� - �¿�¾�»�½���¹ �º�¾�¼�¿�»�µ�º�� �������¸�����¸���µ���º�¸�� �����»���³ �¸�· �¿�µ���²���� �����º �² ���´�µ�����µ.

Общая история

 

К сожалению, немного известно о доисторической Камбодже. Вот о чем свидетельствуют сохранившиеся археологические документы.

Камбоджа (Kamboja) — древний народ индо-иранской группы и государство в Северном Афганистане, Северном Пакистане, таджикском Памире и в долине Зеравшана, вокруг горного хребта Гиндукуш, включая Бадахшан.

Страна Камбоджа как одна из шестнадцати Махаджанапад (великих народов) перечислена в буддийских источниках. О Камбодже также говорится, что она лежит на торговом пути Уттарапатха на крайнем Северо-западе Индустана. О Камбодже имеется немало источников в индийской и буддийской литературе а также у Панини.

Позднее воины Камбоджи перешли к югу от Гиндукуша и образовали колонии в долине Сват и в Раджаури в Кашмире. Воины Камбоджи принимали участие во внутренней политике древней Индии, и в индийских источниках иногда причисляются к касте кшатриев, хотя не были строгими брахманистами.

Происхождение и лингвистическое родство вызывает споры. По ряду мнений, название Камбоджа произошло от имени персидского царя Камбиза. Насколько связано название народа Камбоджа с названием государства Камбоджа в Юго-Восточной Азии, остается тайной. Существует гипотеза, что воины касты кшатриев Камбоджа проникли на восток на территорию кхмеров и образовали свою династию.

По мнению некоторых учёных, народ Камбоджа — предки современных таджиков. В настоящее время Камбоджа отождествляется с народами Камбодж и Камбох, проживающими преимущественно в Пакистане и Пенджабе, насчитывающими около полутора миллионов человек.

Камбоджийцы питались в основном рыбой и рисом и жили в домах на сваях, так же, как и теперь. С I по VI век, большая часть Камбоджи принадлежала королевству Фунан в юго-восточной Азии, сыгравшему огромную роль в развитии политических институтов, культуры и искусства последующих кхмерских государств.

Год основания — 612.

Неравномерность историко-культурного развития Камбоджи можно объяснить в известной мере свойственной средневековью зыбкостью государственных образований. Враждой между различными династиями, частыми разорительными войнами, внезапными иноземными нашествиями. Однако ведущее значение имели характер роста феодального общества и переход от одной ступени его развития к другой.

Сохранение элементов рабовладельческой художественной культуры в феодальный период в сочетании с мощным влиянием фольклорного творчества, связанного с прочными традициями общинно-родового периода, способствовали созданию той специфической почвы, на которой выросло самобытное искусство Камбоджи.

Определенное значение имели также глубина и широта связей с Индией, игравших важную роль в формировании культуры средневековой Камбоджи и имевших первоначально активный характер.

В процессе достижений индийской культуры все больше выявлялись и определялись пути развития самого кхмерского искусства как совершенно оригинального явления в истории средневекового искусства Азии. Претворявшиеся в искусстве Камбоджи индийские религиозные, философские и космологические идеи уже с IX века получили глубоко своеобразное воплощение. В дальнейшем искусство Камбоджи расцветает в собственной, национальной манере.

В Камбодже был распространен древнейший культ змей — многоглавых наг и фантастического существа — Гаруды, что наложило своеобразный отпечаток на искусство. Большое значение имели крылатые и водные существа, гора и море, процветал культ предков. Значительную роль сыграли местные мифологические представления о мироздании, развившиеся еще в родовой общинный период.

Периодическое повторение волн иммиграции из Индии в Фунань способствовало усилению влияния индийской культуры. Этим объясняется наличие скульптур периода Фунани, изображающих различные божества буддийского культа, но имеющих известную стилистическую общность.

Возможно, что относительной сдержанностью архитектурных форм Камбоджа обязана влиянию китайского зодчества.

Одно время столицей был Самбор Прей Кук. В числе многочисленных сохранившихся на его территории храмов первой половины VII века имеются и изолированные святилища (прасаты), и группы храмов, симметрично помещенных на общем цоколе. На каменную архитектуру несомненно влияла деревянная, в которой кхмеры были великими мастерами. При развитии каменного зодчества это отразилось в стремлении к почти сплошной скульптурной обработке наружных стен — сначала в штукатурке и впоследствии в камне.

Камбоджа считалась «царством середины» вселенной, а столица — её центром. На пересечении диагоналей столиц воздвигался главный «храм-гора» с символом Девараджи посередине, который, таким образом, отмечал ось мироздания. Понятно, что согласно такому представлению храм старались делать как можно более величественным. Этому содействовало и то, что храмовый кумир считался действительно одухотворенным богом, живым — и только неподвижным. Для основателя было важно самое присутствие божества, но не присутствие масс верующих. Если кумир не «жив», он не мог служить предметом культа — сюда паства не допускалась.

Древнейшим государственным образованием на территории Камбоджи была Фунань — государство, история которого известна в основном по данным китайских хроник. Все, что известно о Фунани, указывает на индийские и индуистско-буддийские политические и культурные истоки этого государства, тогда как об этнической характеристике населения трудно сказать что-либо определенное. Не исключено, что одним из основных местных жителей уже и тогда были кхмеры, хотя возможно, но роль их в то время была еще невелика. Завоевание Фунани, ее северным соседом Ченла, в прошлом ее вассалом, привело в середине VI века к господству кхмеров, культура и письменность которых сложились на индо-буддийской санскритской основе. Как полагают, индоиранским по происхождению было и название (Камбоджа), которым стало именоваться новое государство. Немногочисленные надписи на санскрите и кхмерском языках, а также материалы китайских источников содержат немало сведений о ранних периодах истории Камбоджи, которую нередко посещали китайские посольства.

Факты, о которых идет речь, позволяют предположить, что структура ранней кхмерской Камбоджи была типичной для восточных обществ. Землевладельцы в основном являлись крестьянами, жившими общинами. Существовало служебное землевладение. В казну шел поток ренты-налога. Государственный аппарат существовал на привычной иерархическо-чиновничьей основе.

Господствующей религией был буддизм, хотя огромную роль играл и индуизм. В мифологии есть следы претензий правящего дома Камбоджи на родство с легендарными индуистскими «лунной» и «солнечной» династиями.

На рубеже VII-VIII вв. Камбоджа распалась на несколько соперничавших государств. В ходе междоусобной борьбы стала усиливаться Камбуджадеша (Ангкорская Камбоджа) с ее обожествленными правителями (дева-раджа, т.е. царь-бог), культ которых немало содействовал развитию строительства пышных дворцово-храмовых комплексов, непревзойденной вершиной которых стали храмы Ангкора, где доминировали башни в форме линги, шиваистского символа правителя. Соответственно огромную роль в стране играли индуистские жрецы-брахманы, то и дело прибывавшие в Камбоджу. Правитель страны был высшим собственником всего, включая земли, т.е. субъектом власти-собственности. Часть земли непосредственно принадлежала двору, немало — жрецам и храмам. Доход с остальных шел в казну. Обрабатывали землю общинные крестьяне, но на королевских и храмовых землях этим обычно занимались неполноправные кхнюм. Административный аппарат состоял из чиновников, получавших за службу временные служебные наделы, которые, как правило, тоже обрабатывали кхнюм. Поскольку должности, особенно в высших разрядах чиновничества, бывали наследственными, чиновник по статусу был близок к знатному аристократу.

Расцвет Ангкорской Камбоджи пришелся на XI век; с XIII в. она стала заметно ослабевать, этому способствовало проникновение из соседних стран буддизма в его южной хинаянистской форме. Религиозная борьба между индуистами-шиваитами и буддистами привела в Камбодже к победе буддизма, что совпало по времени с ослаблением и распадом Камбуджадеши. С XIV в. уходит в прошлое почти теократическая власть обожествленного монарха. Хинаянистский буддизм становится государственной религией. С XV в., когда сиамцы разграбили Ангкор, Камбуджадеша окончательно перестала существовать. Правда, вскоре Камбоджа была воссоздана заново со столицей в Пномпене, но величие страны, как и ее национальная гордость — храмы Ангкора, ушли в прошлое, в историю.

В XVI-XVII вв. Сиам и Дайвьет (Вьетнам) сильно теснили Камбоджу. И хотя временами кхмерам удавалось постоять за себя, сила была уже не на их стороне. Борьба кончилась тем, что в XIX в. правители Камбоджи вынуждены были признать двойной сюверенитет Сиама и Вьетнама и искать помощи против своих сюзеренов на стороне, у французов, которые не преминули воспользоваться этим, что и привело, как известно, к превращению Камбоджи в колонию Франции.

В VII в. при Ишановармане Ченла стала играть некоторую международную роль: правитель в 616-617 гг. направлял послов ко двору китайского императора. О Ченле говорится в записках китайского паломника Сюань Цзана (VII в.).

В 657 г. в кхмерских землях появился новый лидер — Джаяварман I (657-681): надписи из разных районов воспевают его военные успехи, называют чакравартином, т.е. императором, «господином земли». Доблесть вождя импонировала воинственному населению: по данным китайских источников, оружие носил весь народ. На объединение военной силой кхмерских земель Джаяварман I потратил 20 лет, но после его смерти тотчас наступили «смутные времена».

Управление государством, созданным военной силой, осуществлялось царем военными методами. Подвластные земли платили дань — кара и несли воинскую повинность — акара. Сокровищница государства — раджа коша — занимала важнейшее место в системе администрации.

Подобно Ману, кхмерский правитель обязан защищать свой народ, поэтому он приравнивался к Индре. Тенденция к сакрализации власти царя сказалась в добавлении к его имени в санскритских надписях термина дева. Таинственной была и власть (сиддха) над имуществом, окруженная магическим ореолом. Со временем власть над имуществом и над людьми сливается в одно понятие — дхарму — этикет домохозяина. Законотворческая деятельность кхмерских царей была направлена на укрепление социального положения частных собственников, но при сохранении семейных и общинных ограничений в наследовании.

Увеличение числа надписей в VII в. — это показатель роста богатства родов, из которых выходили военно-административные чиновники. Мратани — передававшие родовым храмам часть имущества рода: скот, изделия художественных ремесел, рисовые поля. Мратаням подчиняется нижний должностной слой — пони, связанные с общинами. Оформляется сословие служителей культа.

Особо почитаемой при Джаявармане была секта пашупата. Аскеты этой секты распространяли культ Шивы.

Шива, воплощение плодородия, милость которого якобы управляла законом кармы, согласно учению, делился с царем своей шакти, т.е. духовной и физической силой. Начался процесс аристократизации кхмерского индуизма. Из брахманов и аскетов, обслуживавших двор, выходили гуру — наставники и советники царей. Правитель и его советники были первыми почитателями Шивы, главного божества элиты. Шиваизм проникает и в нижние слои социальной иерархии. В качестве благочестивого дарения оформлялись назначения на государственные посты (советников, наместников), предоставлялись титулы. Фиксировались также дарения материальных предметов и всякого рода светских и религиозных привилегий.

Кхмерские правители VII в. были знакомы с дхармашастрами: при их ворах были должностные лица — знатоки дхармашастр, цитировавшие их в ходе судебных разбирательств. Придворные аскеты знакомили царей и с индийской доктриной государства. Государственная служба у кхмеров стала приравниваться к исполнению дхармы: последняя не членилась на дхармы дари, а рассматривалась как единая дхарма почитателей Шивы. В единстве дхармы было скрыто стремление поддержания единства государства, подчинения периферии «центру». Последний брал на себя функцию защиты территории периферии, взимая за это дань.

Почитание Шивы — индивидуалистическое по своим целям, как личный союз почитателя с богом. В социальном контексте трактовалось как отношения «господина и слуги».

Главным социальным противопоставлением было «свой» — «чужой» (даса). «Дарение даса» считалось престижным, но владение несвободными социальное значение, поднимало престиж дарителя. Особенно престижной считалась передача несвободных храмам — как демонстрация состоятельности и благополучия, способности оказать покровительство и повлиять на карму тех, кому оно оказывалось. Источником рабства были войны, много было рабов по рождению. Существовала работорговля. Надписи упоминают надсмотрщиков над рабами, что указывает на использование труда последних в земледельческом и ремесленном производстве.

На службу новому социально-политическому строю были поставлены представления военной знати кхмеров о ее принадлежности к кшатриям: только социальная группа, наделенная особой энергией (шакти), могла управлять страной к ее благу, передавая подданным свою магическую силу. Государственная служба становится наследственной привилегией знатных родов.

В VII-VIII вв. появляются и незнатные роды, претендовавшие, тем не менее, на родство с царскими семьями. Осваивая новые земли, они создают местные династии. В конце VIII в. было шесть таких социально-политических группировок. Основой их силы была власть над свободными и зависимыми людьми.

Культ Шивы — бога разрушения и созидания, становления и изменения отражал социальные потрясения. Рождение военно-административной элиты, сплочение в господствующий класс обеспеченных слоев населения, развитие государственности, формирование кхмерского «индуизма» указывало на местные, «этнические» особенности этого процесса.

Раннее классовое общество кхмеров, как и общество монов, было привязано к определенному типу хозяйствования — рисоводству. Возрастание плотности населения кхмерских общин поставило земледельческое производство риса на грань кризиса. В поисках выхода правящий слой в кхмерских государствах вынужден был приступить к освоению новых земель к югу от хребта Дангрек. Совершенствуется техника производства, возрастает продуктивность земледелия, но не производительность общественного труда. Использование господствующим классом большого количества людей, организованного по общинному принципу, сдерживало процессы феодализации. Тем не менее, освоение кхмерами нового рисового района, подготовило дальнейшее социально-политическое развитие обществ Центрального Индокитая.

С конца VIII в. складывается государство Камбуджадеша (Ангкор).

Камбуджадеша (Ангкор) в VIII — XIII веках

История империи Камбуджадеша делится на три периода: ранний — конец VIII-X в.; период расцвета — начало XI — начало XIII в.; поздний — середина XIII — середина XIV в.

В конце VIII — начале IX в. правитель княжества Аниндитапура, Джаяварман II, повел вооруженную борьбу, объединяя разрозненные княжества. Захватив восточные области, он перешел на запад в район р. Сиемреап, где основал город (вблизи будущей столицы Яшодхарапуры, позднее названной Анг Нокор или Ангкор). Официально провозглашенный монархом в 802 г., Джаяварман II правил до 854 г. Он строил города к северу от Большого озера и вел широкую раздачу земель. В этот период исчезли и заменились другими целые группы населения. Землевладельцы танги были близкой им, но более многочисленной и социально активной группой вап. Это мелкие землевладельцы, связанные с общиной, но имевшие земли и за ее пределами. Крупные землевладельцы — мратани в большей степени становятся чиновниками. Разрастается сословие чиновников — кхлонь.

В ранний период наряду с сохранением многих традиций VII-VIII вв. возникают явления, типичные для времен империи: расчистка леса и пожалования монархом целых общин светским и духовным владельцам. Характерное для IХ-ХI вв. освоение производств по инициативе феодала. Быстрыми темпами развивается крупное светское и духовное феодальное землевладение. Рост крупного землевладения в это время шел еще не за счет разорения мелких и средних свободных землевладельцев, земли дарили в основном монархи. С IX в. представители деревень являются обязательными участниками при сделках с землей. Нет упоминаний о купле-продаже земли, мало сведений об операциях с малыми участками земли — сре (рисовое поле).

Шло освоение за счет государства новых полей, строительство каналов, водоемов и передача всего владельческого комплекса — срука – служилым. Приветствовалась так же передача, но с обязательством построить храм и содержать его из доходов, приносимых этой землей. Использовался труд юридически свободных сельских общинников-анаков для первоначальной обработки земли. Они выплачивали государству налоги и подати и отбывали трудовую повинность, государственную барщину, служили в армии. Труд зависимых-кньомов был важным элементом земледельческого производства.

При Джаявармане П кхмерское государство представляло собой неограниченную деспотию. Всевластный монарх одновременно являлся верховным богом. Наметившееся слияние служивых и неслуживых светских частных землевладельцев с духовенством было окончательно оформлено. Кхмерское государство смогло создать вокруг себя империю, по территории и времени существования равную величайшим империям Азии.

Культ девараджи был сочетанием аустроазиатского культа предков, в частности, предков монарха. Культ духов земли с малораспространенными в индийском мире, но удобными для кхмеров тантрийскими представлениями о божественной силе и мощи государя. Торжественный обряд девараджи был процессом совмещения земной и божественной власти в лице данного монарха. Основным божеством стал Шива, а символом мощи — линга (фаллический символ). Это был эзотерический культ. Происходила пропаганда учения: обучение текстам, демонстрация сверхъестественной силы и соучастие в обряде лежали в основе социальной функции культа Шивы. Он развивался по принципу «человек — общество бога, санкционируя реальность лишь в сфере общественных отношений; сфера «человек-бог» оставалась другим культам: местным, буддийским и индуистским. Служителями культа девараджи были частью брахманы. Они составляли не замкнутую варну, как в индийских обществах, а сословие священнослужителей.

В правление Джаявармана III (854-877) шло экономическое и социальное освоение созданного его отцом ядра империи. Оно подготовило новую полосу объединительных и завоевательных войн в правление Индравармана I (877-889) и Яшовармана I (889-между 900 и 912). В конце IX — начале Х в. начинается процесс выделения кньомов землей и превращения их в категорию зависимого крестьянства и переход части земель свободного населения к храмам. Чрезвычайно сложными становятся оформление залога, продажи, дележа доходов.

Шли процессы объединения кхмерских земель и создания полиэтнической империи. При Индравармане I династический брак включил в государство старинные земли Бапнома, области вдоль Меконга и бассейн р. Мун. Объединение земель бывшей Камбуджи (Ченлы) было завершено. Мощный государственный аппарат, наличие обширного слоя свободных землевладельцев-общинников и индивидуальных владельцев земли, политико-религиозное единство были основой укрепления государства. Индраварман I объявил себя сюзереном «Джавы» (малайское государство Шривиджайя), Чампы, расположенной восточнее, и даже Танской империи. Опираясь на значительный еще фонд свободных земель к северу от Большого озера, ведя там силами крестьян большое ирригационное строительство и прибегая к щедрой раздаче освоенных земель, он создал мощную экономическую базу для феодалов-чиновников, не подрывая в то же время крестьянского землевладения в старых землях по Меконгу. Отождествление бога и царя было в этот период реализовано в массовой пропаганде средствами архитектуры и изобразительного искусства. В то время был воздвигнут первый из известных нам храмов королевской линги (Баконг).

Сын Индравармана I, Яшоварман I, стал наследником политики «закрепления достигнутого», аналогичной политике Джаявармана III. Он сделал своей очередной столицей Амарендрапуру, названную Яшодхарапурой. Продолжал интенсивное освоение земель на северо-западе. Инициатором строительства крупных ирригационных систем выступало государство, а малые ирригационные поля создавались и осваивались светскими и духовными владельцами и общинами. Духовенство всех конфессий получало необработанные земли, часто на окраинах кхмерской территории, и осваивало их руками кньомов и анаков. Одновременно росли светские феодальные владения, располагавшиеся ближе к столице. Яшодхарапура превратилась в густонаселенный и в основном распаханный район, откуда преемники Яшовармана долгое время черпали экономические и людские ресурсы. Это было достигнуто строительством гигантских искусственных озер типа Яшодхарататаки и 800 других резервуаров, а также целого ряда самотечных каналов. Столица быстро превращалась в огромный, прекрасно спланированный город. Дальше строились владения сановников и храмов, деревни анаков. Экономическое и социальное освоение запада было к Х в. завершено. В те же годы на окраинах росли храмовые города, центры экономической жизни и политического господства.

В первой половине Х в. началась борьба между храмовым землевладением и центральной властью. Уменьшаются дарения монархов, рост храмового землевладения уходит путем купли, взятия за долги, за счет земель мелких свободных владельцев. Все владения строго определялись юридически, местные власти следили за храмовыми хозяйствами. В этой борьбе мелкие феодалы-чиновники, чье благополучие зависело от состояния казны, выступали против крупных духовных феодалов, которые скупкой земель разоряли анаков и вапов.

Джаяварман IV (921/927-948), перенесший столицу в Чхок Гаргьяр к северо-востоку от Большого озера, видимо, пытался подавить сопротивление крупных придворных сановников и высшего духовенства усилению центральной власти. После 928 г. единственной столицей стал его новый город; перенесение столицы всегда знаменовало в Юго-Восточной Азии отказ от политики предшественников. Он ввел в практику строительство огромных храмов, образцом которых стал храм линги Трибхуванешвара. На его вершине стояла королевская линга, имевшая кхмерское название камратенг джагат та раджа («бог, который есть царственность»), четко отражавшая принцип девараджи. После победы над племянниками Джаяварман IV все усилия сосредоточил на укреплении центральной власти, проводя раздачи земель вокруг новой столицы империи.

Смерть Джаявармана IV почти немедленно повлекла за собой выступление против его наследника со стороны группы вельмож Яшодхарапуры, выдвинувших претендентом на престол малолетнего Раджендравармана II (944-968). К 944 г. яшодхарапурская группа одержала победу, столица вернулась в Яшодхарапуру.

Годы правления Раджендравармана II и его сына Джаявармана V (968-1001) являются временем начала расцвета империи. Резко сократилось использование в хозяйствах кньомов: их все чаще объединяют в зависимые деревни и облагают оброком. Центральная власть постепенно направляет развитие землевладения культовых учреждений в русло государственного храмового землевладения, ставя его под свой контроль.

Заметным становится начинающееся расслоение прослойки вапов. Эта важная для армии группа привилегированных мелких землевладельцев повышает свой правовой статус, все чаще привлекается к участию в управлении на низших постах. Но одновременно уменьшается площадь земельных владений вапов, она сокращалась в пользу духовенства. Процесс перераспределения земель шел во второй половине Х в. чрезвычайно интенсивно, в связи с исчерпанием ресурсов для обработки земель.

Внешняя политика ознаменовалась присоединением последнего независимого северного кхмерского княжества, Бхавапуры, и возобновлением имперских войн. Опекуны Раджендравармана II в 945-946 гг. совершили победоносный поход на Чампу, заняли и разграбили ее столицу. Камбуджадеша на время стала сюзереном Чампы. Внутри страны продолжалось укрепление центральной власти. Тесно сомкнулись служилая аристократия и индуистское и буддийское духовенство. Укреплялся культ девараджи, новые храмы которого становились все более величественными; строился дворец-храм Пхимеанакас. Один из знаменитейших по своим художественным достоинствам храм того времени — Бантеай Срей.

В последние годы правления Раджендравармана II было много дарений земель, но с самого начала правления Джаявармана V их число сократилось. Феодальные владения начинают создавать не столько за счет освоения новых земель, сколько путем закабаления или разорения мелких владельцев. Расслоение вапов особенно сильно ощущается к концу Х в.

Все эти процессы активизировались в следующем, XI в.; появились и новые. Прежде всего, произошли заметные изменения в социальном составе трудящегося населения. Положение кньомов стало приближаться к положению анаков. Начинают практиковаться дарения селений кньомов, процессы размывания слоя зажиточных земледельцев продолжаются. Оказался подорванным хозяйственный потенциал свободных крестьян и мелких землевладельцев. Их более привилегированная группа пополняла ряды служащих государственного аппарата. Роль чиновников среди свободных возросла, условные владения государственных служащих проявляют тенденции к превращению в наследственные (вместе с должностью). В таких случаях права наследника должны были быть обязательно подтверждены монархом.

Скупка земель стала основной формой увеличения земельных массивов духовных феодалов.

С первых годов своего правления император Джаявираварман I и его шиваитское окружение были вынуждены вести борьбу с буддийским правителем Сурьяварманом I. В 1006 г. Сурьяварман захватил Яшодхарапуру, полное объединение страны последовало в 1011 г. Проводившаяся Сурьяварманом I политика расширения империи, в первую очередь за счет буддийского монского государства на нижней Тяо-Прайе, потребовала от него более свободной религиозной политики, чем раньше. Будучи сам буддистом, он сохранил вместе с тем культ девараджи и привилегии шиваитской знати. Но соответствующие траты сократил, значительно усилил свое влияние при нем вишнуизм. Таким образом дополнительно к сравнительно узкому кругу высших сановников, объединенных культом девараджи, в религиозную связь с монархом (через личную присягу) были поставлены широкие круги феодальной бюрократии, столичной и местной.

Сурьяварман I вскоре после окончания междоусобной борьбы подготовил поход на запад. Масштабная война увенчалась успехом, монское государство Лаво было покорено. В распоряжении империи на длительный период оказался район, по богатству не уступавший рисовым очагам собственно кхмерских земель.

Захват новых областей повлек за собой их немедленное социально-экономическое освоение. В монских землях было введено государственное устройство империи, появились кхмерские чиновники, гарнизоны, храмы. Кхмерская литература, письменность, архитектура, изобразительное искусство стали распространяться среди монов. Приобретение богатых областей улучшило экономическое положение империи как за счет перекладывания на монов части налогового бремени, так и за счет сооружения на средства покоренных стран новых ирригационных сооружений в кхмерских землях.

Расходы на удержание окраин в подчинении все менее компенсировались доходами от них, но в XI в. расширение владений давало экономический эффект. Значительные работы по расширению монастырских городов велись в бассейне р. Мун и рядом с ним. В центральной столичной области были созданы второй гигантский резервуар и сложная система водоемов — одна из самых сложных и дорогостоящих систем ирригационных сооружений в мире. Большие средства были потрачены и на дальнейшую пропаганду культа девараджи.

Преемники Сурьявармана I в основном закрепляли уже достигнутое, но религиозная политика стала иной. Удаядитьяварман II (1050-1067) в отличие от отца-буддиста вложил много денег в огромный шиваитский храм Бапхуон. Его политика укрепления позиций шиваитского духовенства и связанных с ним чиновников-священнослужителей встретила вооруженное сопротивление, вначале на окраинах, а затем на юге центральной части страны. В центре империи вспыхнуло восстание под руководством одного из главных полководцев — Камвау (1065 г.), вскоре после его подавления властями на восточной окраине поднялся другой полководец, Слуат. Одновременно шли крестьянские восстания, участники которых громили имения светских феодалов и монастыри. Главнокомандующий императорской армией Санграма подавил восстания. Новый девараджа, Харшаварман III (1067-1080), продолжал укреплять позиции шиваитской знати. При нем развернулась война на востоке с Чампой. Кхмерское наступление было отбито со значительными потерями, чамы дошли до берегов Меконга. В 1080 г. началась новая война с Чампой, в битве при Сомешваре кхмеры были разбиты.

Вскоре после этого поражения правители долины р. Мун провозгласили себя независимыми и основали новую династию в своей северной столице, провозгласив своего монарха — Джаявармана VI (1082-1107).

Началась длительная вооруженная борьба за власть между центром, где сильны были традиционные правящие группы и более чуткой к новым веяниям периферия.

В XII в. империя переживала период серьезных перемен в экономике и обществе. Произошли коренные изменения в аграрных отношениях, социальной структуре и социальной политике феодального государства. Завершается превращение кньомов, занятых в сельском хозяйстве, в зависимых группах, посаженных на землю. Это было прочно связано с продолжавшимся разложением общинной организации у анаков. Формируется единый слой государственного крестьянства. Практически вмешательство в деятельность крестьянина исчезает — получателя интересует только объем налога или оброка. Основную массу «средних слоев», по своему имущественному положению, составляли теперь чиновники-кхлони. На смену титулу как знаку принадлежности к определенному социальному слою и условию обладания правом на земельное владение приходит факт служения государству.

XII век характеризуется укреплением положения землевладельцев-феодалов. Что касается положения общины, то ее представители, раньше непременные свидетели земельных сделок, уже в XI в. исчезают из документов в этом качестве. Во всех земельных операциях упоминаются только государственные чиновники. Ощущается тенденция к концентрации земель у крупных храмово все более тесным их соединением с государственным хозяйством, что выражалось в уплате храмами части государственных налогов.

Усиление государства позволило одному из правителей Севера Сурьяварману II (1113-1150), укрепиться на троне Яшодхарапуры. Вслед за тем ему удалось завоевать Чампу, но эта война была упорной и дорогостоящей. Войны с вьетским государством Дайвьет больших побед и каких-либо территориальных приращений не дали. Более перспективными были возобновленные войны с Харипунджаей и тайскими княжествами, возникавшими в то время в верховьях Тяо-Прайи. Эти сравнительно бедные районы были заняты, из них были выкачаны значительные средства, но быстро истраченные. Отряды таи были включены в кхмерскую армию.

Империя при Сурьявармане II сильно разрослась и могла быть сравнима лишь с Сунской империей. На юге она занимала перешеек Кра, с запада на восток простиралась от границ бирманской империи Паган до побережья современного Южного Вьетнама. Ее населяли (кроме кхмеров) моны, чамы, таи, малайцы, многочисленные горные народности. Пока западный очаг (район Яшодхарапуры) мог поставлять работников, и был экономически силен, империя также была сильна.

Религиозная политика Сурьявармана развивала курс на сосуществование религиозных конфессий. Император был вишнуитом, что облегчало действие синкретизирующих тенденций. При нем была сделана попытка шире распространить элитарный культ девараджи за счет увеличения храмового строительства. Символом этой политики было сооружение одного из величественнейших в мире храмов, известного в настоящее время как Ангкор Ват.

Опорой Сурьявармана II были северные районы — бассейн р. Мун, где меньшая зависимость от крупных ирригационных систем, отсутствие постепенной латеризации почвы делали обстановку более стабильной.

Его преемник, буддист Дхараниндраварман II (1150-1160), при котором началось усиление роли буддизма в духовной жизни страны, продолжал войны с Чампой, столица которой, Виджайя, была осаждена. Будучи буддистом, он уже не строил индуистских храмов и перестал дарить им земли.

В середине XII в. в стране началось массовое народное восстание. Император Яшоварман II (1160-1165) спасся лишь благодаря храбрости одного из военачальников. Вскоре после подавления восстания придворный заговор положил конец правлению и жизни Яшовармана II. Вдохновитель заговора стал править под именем Трибхуванадитьявармана (1165-1177). При нем социальный кризис в собственно кхмерских землях обострился в связи с нежеланием проводить какие-либо реформы и продолжением неудачных войн с Чампой. Чамский король в 1177 г., используя свой мощный флот, обошел морем восточные области империи, близ которых шли основные сражения. Неожиданно поднялся по Меконгу, р. Сап и Большому озеру, вошел в р. Сиемреап и осадил Яшодхарапуру — город пал.

В этот тяжелый момент истории власть взял уже принимавший участие в военной и политической деятельности кхмерской монархии Джаяварман VII (1177/1181 — ок. 1220), начавший с усиления флота. Четыре года длилась его война с чамами, ив 1181 г. морской бой решил исход войны, чамы потерпели поражение. В том же году Джаяварман VII официально короновался.

События конца 70-х годов показали необходимость проведения реформ для сохранения империи. В ходе этих событий разрушилось многое из того, что было архаическим в кхмерском обществе. Расчистился путь для преобразований в социальной жизни. Именно в это время обнаружился в полной мере упадок землевладения. Утратив общинную организацию кхмерское крестьянство было поставлено в зависимость от государства и от условных держателей земли — феодалов-чиновников.

Все правление Джаявармана VII до 1220 г. было временем успешных войн и разграбления завоеванных территорий. Экономическое положение государства также было прочным. Джаяварман вел широчайшее строительство.

Политическая программа Джаявармана VII была связана с преобразованиями, которых требовали социально-экономические изменения в ее центральных, кхмерских областях. Он устранил соперничество двух кхмерских династий, объединив в своем лице старую Лунно-Солнечную династию с северной династией, выдвинувшейся в 1082 г. Им же была введена система прямого управления в ряде ранее вассальных владений; продолжалось насаждение кхмерских феодалов-чиновников и духовенства на окраинных территориях.

Наиболее важной мерой применительно к обоим направлениям была религиозная реформа. Массовой религией с более «демократической» философией стал в период расцвета империи буддизм махаяны, впоследствии смененный теравадой. Характеризующийся меньшей ролью догматики, чем теравада, буддизм махаяны с его культом бодисатв («богов-людей») легко сочетался с находившимся тогда в расцвете общеимперским культом бога-царя. Изображениями бодисатвы Авалокитешвары придавались портретные черты Джаявармана VII.

Укрепление новой государственной религии, сопровождалось небывалой строительной активностью. Помимо знаменитого Байона был построен еще ряд крупных храмов. Основное строительство шло в столице, откуда и распространялся новый культ. Создавались средние и высшие школы, где учились образованные монахи-буддисты. Обновлялось изобразительное искусство: возникали новые образы, стили, архитектурные приемы. Идейно-геомантическим символом начала «новых времен» было пластичное перенесение центра столицы. Символом мощи монарха стали не линги, а статуи Авалокитешвары. Его храм стал центральным в столице-Байон. Возник культ Будды-царя, распространившийся и на Яве. Один из сыновей Джаявармана был послан на Ланку с поручением изучать тераваду.

Империя Камбуджадеша в XIII — XV веках

Второй четвертью XIII в. датируется начало позднего периода в истории империи Камбуджадеша. При Индравармане II (1220-1243), сыне и преемнике Джаявармана VII, процветание империи, продолжалось.

Государственные налоги с крестьян-анаков были основой их эксплуатации. В 1223 г. на восстановленный с согласия империи в Чампе трон был посажен чамский принц.

Нельзя не заметить, что уже к середине XIII в. социальная эволюция развивалась на фоне экономического кризиса, обусловленного истощением почв и водных ресурсов столичной области. Интенсивный полив водами, содержащими мало органических веществ, засорение каналов и регулярная распашка богатых окислами железа земли привели к вымиранию почвы и резкому падению урожайности. Одновременно понизился уровень воды в главной артерии района р. Сиемреап. Все это не могло не вызвать упадок сельского хозяйства. Начался постепенный уход крестьян-анаков из района столицы и стал иссякать важнейший источник доходов и людских ресурсов.

При Джаявармане VIII (1243-1295) наблюдается усиление шиваитов, восстановление культа линги. Буддизм как религия верхних слоев общества временно отошел на второй план. Возврат к культу линги не повлек за собой разграбления и закрытия крупнейших буддийских храмов. Но сам факт религиозной борьбы и противопоставления политики двора общим массовым тенденциям привел к ослаблению империи. Положение в верхах было неспокойным. Насколько можно судить, Джаяварман VIII пришел на трон, как и ушел с него, путем переворота. Страна погрузилась в пучину религиозной борьбы, ослаблявшей империю.

В наметившемся упадке империи сыграло и то, что военные силы ее в 80-х годах были оттянуты на восток для отражения монгольского нашествия. Усилились центробежные тенденции на некхмерских окраинах, сначала в тайских княжествах на верхней Тяо-Прайе. Здесь внутреннее равновесие с середины 50-х годов XIII в. было нарушено прибытием с севера князей с их дружинами и значительных групп населения из района империи Дали (в Юньнани). После ее окончательного захвата монголами в 1253 г., началось вытеснение кхмерских гарнизонов из городов средней Тяо-Прайи. Потом там возникло тайское государство Сукхотаи. Во время борьбы с монголами в 1283-1287 гг. восстановило свою независимость монское государство Лаво. Начавшийся распад империи стал очевиден. Серьезным оказалось вооруженное столкновение с объединением тайских князей в начале 90-х годов. Эта война была неудачной для таи, и большого напряжения от империи. Тем не менее, ее величие по-прежнему поражал современников, но обнищание западного рисового очага подрывало экономику. К концу XIII в. кхмерское общество завершило свою идеологическую реконструкцию. Буддизм теравады распространялся все шире, оказывая влияние на тайские и лаосские княжества. Численность теравадских монахов обходилась дешевле пышных, но немногочисленных храмов Х-ХIII вв., зато первые более эффективно выполняли те же задачи.

Процессы упадка империй шли в это время в Пагане, Шривиджайе. Век спустя упадок затронул и яванскую империю Маджапахит. В Юго-Восточной Азии возникли меньшие по размерам, но более высокоразвитые по своей социальной организации моноэтнические феодальные государства.

Одним из них и становится кхмерский центр империи Камбуджадеша, с конца XIII в. уже называвшийся своим современным названием — Камбоджа. Она была богатым и процветающим государством. Жители столицы пользовались услугами рабов. Власть монарха была уважаемой, а престиж его высоким. Население страны исповедовало в основном буддизм. Везде стояли изображения Будды, причем храмы были уже теравадскими. Образование также полностью находилось в руках буддийских монахов-теравадинов. Традиции XII — начала XIII в. продолжали проявляться в самых разных областях общественной жизни. Об этом говорит наличие буддийских монахов-чиновников, и культовый характер ряда государственных церемоний, и наличие храмов-мавзолеев. По-прежнему храм Байон был центром не только планировки, но и духовной жизни столицы. Сохранились и имперский династический миф, и культ девараджи в его буддийском варианте.

Начало 90-х годов XIII в. стало временем отказа правящей верхушки от внутренних конфликтов реакционных экспериментов с шиваизмом. Развитие общества обусловливало дальнейшее распространение буддизма теравады, а двор не мог длительное время идти против течения. Монарх-шиваит Джаяварман VIII был свергнут своим зятем, главнокомандующим, правившим под именем Шри Индравармана III. Этот последний монарх претендовал на родство со старой династией. Буддизм теравады стал господствовать в стране, сам Шри Индраварман III был буддистом-теравадином. Индуизм сохранился в качестве одного из придворных культов. При Индравармане III официальным языком стал язык теравадского буддизма — пали, сменивший санскрит. При нем продолжалось развитие экономики и культуры, спокойным было внутреннее положение.

Но приверженцы шиваитских кругов не хотели отказываться от вековой привычки властвовать. Когда в 1308 г. Шри Индраварман III ушел в монастырь, власть перешла при неясных обстоятельствах к Индраджаяварману (1308-1327). Тот предпринял последнюю попытку восстановить шиваизм как государственную религию. Он начал с разрушения буддийских храмов и преследования буддистов. Попытка продолжения этой политики Джаяварманом IX (1327-1336) привела к открытому возмущению. Джаяварман IX был свергнут и, судя по некоторым свидетельствам, убит. Политический центр империи был ослаблен этой борьбой, и вскоре империя Камбуджадеша начала распадаться.

На троне, после периода анархии в 30-х годах XIV в., оказался человек простого происхождения. К власти в 1336 г. (дата приблизительная) пришел Чай (1336-1340). Он стал основателем новой династии.

В XIV в. динамично развивались восточные районы между Меконгом и Большим озером. Перенос «центра тяжести» с запада был длительным и затянулся на 100 лет. Кхмерское государство все более ощущало необходимость иметь столицу в экономическом центре, в треугольнике Ловек — Удонг — Пномпень, к востоку от Большого озера. При первых королях новой династии, занятых внутренней борьбой и сменой центрального аппарата, отпали последние имперские владения на Тяо-Прайе и оставшиеся тайские и лаосские вассальные княжества. Завершилась и внутренняя борьба, сопровождавшая изменения в кхмерском обществе. Экономическое же положение собственно кхмерских земель не изменилось.

Автор середины XIV в. сообщает о богатой Камбодже. Это время отмечено определенной «демократизацией» монархической власти. Власть стала ближе не только к средним и мелким феодалам-чиновникам, но и к народу. Вместе с этим почти исчез культ недосягаемого бога-царя. Полностью закрепился теравадский буддизм, санскритская литература была частично вытеснена палийской. Новые храмы были меньше по своим размерам, но они широко распространились по всей стране.

В начале 50-х годов разразились длительные войны на территории кхмеров. В 1351 г. две тайские армии начали большое наступление. После того как они были отбиты, король Лампон (1346-1352) распустил армию по домам и отменил уже проводившуюся мобилизацию. Новая тайская армия присоединилась к двум отброшенным, и началась осада Яшодхарапуры. Кхмерские войска были вытеснены из города в 1353 г. В 1357 г. кхмерская армия уничтожила тайский гарнизон в Яшодхарапуре, тайские походы окончились ничем.

В 1970 г. произошёл военный переворот. К власти пришёл генерал Лон Нол. Тогда же для поддержки правительства Лон Нола, развернувшего боевые действия против камбоджийских коммунистов-красных кхмеров, вооруженные силы США и Южного Вьетнама совершили вторжение в Камбоджу.

В 1975 году партизаны захватили столицу страны — город Пномпень. В течение года формально главой государства считался принц Нородом Сианук, а премьер-министром Пенн Нут, однако оба находились под домашним арестом и политической роли не играли.

Красные кхмеры во главе с Пол Потом установили диктаторский режим. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет какой-либо религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.

По всей стране создавались высшие формы кооперативов, в которых согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом.

Населению Камбоджи навязывалась уродливая форма «казарменного коммунизма», основанная на идее Пол Пота — «для строительства «светлого будущего» необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. В результате преследований погибло, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения — один из самых жестоких режимов в истории человечества.

Были запрещены письменность, деньги, иностранные языки, книги; осуждалось даже ношение очков. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём; горожан под предлогом «эвакуации от американского наступления» вывозили из городов и размещали в трудовых бараках. Казнь грозила за малейшую провинность: рождение ребёнка без разрешения руководства коммуны; «ностальгию» по дореволюционным временам; сорванный с дерева банан; собранный с поля после уборки урожая рис и т.п. Геноцид по национальным и социальным параметрам затронул как интеллигенцию, так и трудовой люд. Были уничтожены этнические китайцы, вьетнамцы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование, студенты, педагоги, буддийских монахи; врачи. Из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (в настоящее вреамя, музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили.

Точное число погибших от рук красных кхмеров является предметом споров. Правительство, установленное свергнувшими режим Пол Пота вьетнамцами, заявляло о 3,3 миллионах жертв, тогда как по информации ЦРУ кхмеры казнили от 50 до 100 тысяч человек, а всего погибло до 1,2 миллионов, в основном от голода. Более поздние оценки дают примерно 1,7 миллионов жертв.

Вернуться...

 


� �°�·���°�±�¾���º�° ���°�¹���°

���µ�¼�¾�½�� ���²�¾�¸�¼�¸ �����º�°�¼�¸ �¨�°�±�»�¾�½�� Joomla �¢�����¸�·�¼ ���¸�»�������� �´�»�� �²�¾�´�� �º�¸�µ�² �¾�º�½�° �¥�°�����º�¾�² �¥�°�����º�¾�²
�º���¿�¸���� �¤�¸�»�������� �´�»�� �²�¾�´�� ���¸�µ�²
xxx porn movies mdaad free xxx movies vids youporn video Hard sex Video